Отчет с Форума ЮНЕСКО «Построение мира: примирение (урегулирование) через силу образования, науки, культуры и общения»/ март 2011

Форум ЮНЕСКО "Построение мира: примирение (урегулирование) через силу образования, науки, культуры и общения" (Building Peace: Reconciliation Through the Power of Education, the Sciences, Culture and Communication) состоялся 11 марта 2011 в зале заседаний в Штаб-квартиры Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.

Форум открыл Генеральный Секретарь ООН Ban Ki-moon.

Это событие проводилось при значительной поддержке Постоянного представительства Саудовской Аравии при ЮНЕСКО.

Форум организован по случаю совещания Группы высокого уровня ЮНЕСКО по вопросам мира и диалога между культурами, а также в знак подведения итогов за 2010 год, признанным Международным годом сближения культур, и "Десятилетия культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты" (2001-2010).

Сегодня человечество подвержено перемещениям, как никогда ранее, несмотря на новые барьеры передвижений. Люди более взаимосвязаны, чем когда-либо, однако новые неравенства возникают по мере усиления глобализации. Люди и культуры не имеют равнозначного сбалансированного веса в глобальном мире.

Примирение (урегулирование) рассматривается именно в этом контексте и ЮНЕСКО видит здесь свою роль.

На данном форуме в Группе высокого уровня были представлены с разных частей света официальные лица, академики, представители частного сектора, артисты, художники как подвижная лаборатория для развития идей и поиска диалога между культурами. На этом форуме представители группы высокого уровня предлагали свое понимание значения примирения (урегулирования) в современном мире посредством силы образования, науки и культуры.

Группа высокого уровня:

Irina Bokova, генеральный директор ЮНЕСКО - выступила с приветственным словом, обозначила цели данного форума и отметила опасность появления новых напряженностей вокруг личностного определения, культурного значения и границ веры.

Устав ЮНЕСКО говорит, что если война начинается в умах мужчин и женщин, то именно в этих умах надо строить защиту мира. Политические и экономические механизмы не достаточны сами по себе для прочности мира - здесь требуется также интеллектуальная и моральная солидарность.

ЮНЕСКО необходимо строить сильные связи между образованием и укреплением мира. Мониторинг Программы "Образование Для Всех" ("Education for all: meeting our collective commitments", adopted by the World Education Forum, Dakar, Senegal, 26-28 April 2000.), поведал тревожные истории воздействия конфликтов на образование. Это и непосредственный кризис прав человека и долго развивающаяся катастрофа. Ставки для примирения (урегулирования) высоки. Образование может порвать порочный круг насилия и наставить множество обществ на путь мира. Образование лежит на линии фронта конфликтов, и оно должно двинуться к переднему краю строительства мира. Возникновение культуры исключительности недопустимо.

Forest Whitaker, Артист, режиссер и продюсер представил кратко метражный документальный фильм о воюющих детях Африки. В Уганде и других африканских странах люди тысячами убивают друг друга, а потом селятся в лачугах убиенных соседей и ведут необъяснимое сосуществование во враждующих сообществах. Интервью с детьми и подростками-убийцами поневоле, их переживания и осмысления отражали смысл ПРИМИРЕНИЯ.

Jorge Sampaio, Высший представитель Генерального секретаря ООН по Альянсу цивилизаций, бывший президент Португалии призвал строить мосты взаимопонимания между культурами.

His Royal Highness Prince Turki Al Faisal Al Saud of Saudi Arabia. Председатель Совета Директоров, королевского центра исследований и изучения Ислама. - Мы, турки, хотим быть поняты. Не религиозные лидеры должны решать, как строить культурный диалог. Что может быть лучше примирения в ситуации, когда люди сражаются? Обмен мнениями важен ВСЕГДА и для ВСЕХ.

Abdulaziz Othman Altwaijri, Генеральный директор Исламской организации образования, науки и культуры (ISESCO) представляет исламские подходы к образованию. Образование раздвигает препятствия между нациями и населениями планеты. Мы стараемся включать в программы обучения идеи демократии, равноправия, уважения и принятия. Я не принимаю терроризм.

Arjun Appadurai, профессор СМИ, культуры и коммуникации Нью-Йорского Университета, Стейнхардтская школа культуры, образования и развития человеческого потенциала.

Homi K. Bhabha, Профессор английской и американской литературы и языка, и директор гуманитарного центра Гарвардского Университета

Günter Blobel, Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1999), Джон Д. Рокфеллер младший, профессор и исследователь Медицинского института Говарда Хьюза при Университете Рокфеллера

Kjell Magne Bondevik , основатель и президент Центра в Осло по вопросам мира и прав человека, бывший премьер-министр Норвегии - Мы заменили в учебных программах изучение христианских традиций на предмет: "Религия, жизнь, этика", где дети узнают обо всех религиях. Планируем ввести темы: "предупреждение конфликтов: правда, прощение, справедливость", что уже частично делаем на примере анализа Боснийской ситуации. Мы убеждены, что не религия есть причина конфликтов, ее муссируют политики. Знания должны помочь детям делать диалог простым и понятным между представителями Запада и Востока. Также в образовательные программы включена тема Холокоста. Через содержание учебных материалов мы учим в школах правам человека, гражданской ответственности и многокультурию.

Chen Kaige, китайский режиссер. Скажу неожиданное: школа часто убивает таланты и инициативы детей, их уникальность. Она не занимается тем, каким человеком должен стать ученик, а чаще она готовит его к экзаменам, аттестациям, нормативам и пичкает информацией. Наши культуры - тех, кто есть палочками и руками, и тех, кто ест вилками и ножами, очень велики. Задача образования в том, чтобы дать понять это молодежи. На примере собственном и моих детей знаю, что школа забирает свободу у детей во имя того, что ребенку не совсем нужно, а уважение к окружающему миру не воспитывает. Надо менять систему образования.

Omer Zülfu Livaneli , Писатель, музыкант, кинорежиссер и член парламента

Candido Mendes, Генеральный секретарь Латинской Академии и декан Университета Мендес Кандидо. 80% бразильцев - выходцы из Африки, имеющие африканские корни. Огромную роль в решении конфликтов культур играет искусство. Когда люди вместе поют, они забывают о противостоянии. Эта практика опробована в ряде стран.

Babatunde Osotimehin, Заместитель Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, Исполнительный директор Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА) (UNFPA)

Aminata Traore, бывший министр культуры и туризма Мали поделилась мнением о том, что если речь идет о глобализации капитализма, то в этом смысле мы все не в выигрыше. Как писательнице ей близка душа африканской женщины, которая часто не может разъяснить, что ее тревожит, которая не может четко выразить, что ей надо. Но африканская женщина может петь! Африканские женщины поют проникновенно и четко выражают в песне то, что с ними происходит, и в чем они нуждаются.

Также на форуме выступили:

Esther Coopersmith, из Вашингтона, которая рассказала об опыте культурного примирения детей из семей враждующих земель Израиля и Палестины в рамках проекта по построению диалога.

Attiya Inayatullan из Пакистана, которая предложила включить в протокол "Конвенции о правах ребенка" право детей на подачу рапортов о всех формах эксплуатации и надругательства, чтобы правительства не уходили от ответственности.

Gunter Blober из Германии напомнил, что очень важно помогать детям Пакистана, женщинам Африки, пониманию между религиями и при этом помнить, что в бюджете ЮНЕСКО должно остаться место для науки, которая добывает то, что лежит в основе развития и примирения.

Meghann Aurea из Индонезии говорила о возможностях молодежи. Молодые люди - не бенефициарии и не целевая группа работы ООН. Молодые люди - сами участники процессов объединения. Сознание молодежи открыто для прощения и понимания.

Ivonne A-Baki, которая, являясь послом доброй воли, участвовала в акции восстановления мира и примирения Эквадора и Перу. Договоренности были достигнуты благодаря правильному поведению сторон на переговорах, разработанному профессором Фишером. Предложенная им методика ведения диалога позволила враждующим сторонам понять насколько они одинаковые и обрести жизнь в мире и взаимопонимании.