Конференция: повышение роли гражданского общества и корпоративной ответственности
Конференции о повышении роли гражданого общества и о корпоративной ответственности - в свете Целей ООН по устойчивому развитию
Из конференций, прошедших в Нью-Йорке в октябре 2012 года, выделаются три:
- Всемирный бизнес форум (информация о нем здесь >>>).
- Ежегодная конференция «SIFMA» с участием «финансовых лидеров» США в выставочном конференц-центре 50 этажной гостиницы «Хилтон».
- Конференция «BSR 20 – Fast Forward» («Ответственность бизнеса перед обществом – Быстро вперед») в 50-этажной гостинице «Marriott».
Хотя эти три конференции проводились по разной тематике и независимо друг от друга, но на них проявилась одна общая важная тенденция: повышение роли гражданского общества и журналистики, а также понимание необходимости сотрудничества между правительством, гражданским обществом и бизнесом. На конференции «SIFMA» целый ряд активистов неправительственных гражданских организаций были торжественно награждены почетными грамотами за вклад в развитие страны :
На всех конференциях отмечалось, что такое сотрудничество неизбежно и будет усиливаться ввиду повышения влияния и роли гражданского общеста и необходимости совместными усилиями решать глобальные проблемы, которые все более обостряются для каждой страны и мира в целом.
Все конференции проводились на высоком уровне. В ежегодной конференция «SIFMA», например, участвовали, как было отмечено в программе, «финансовые лидеры» США для обсуждения влияния политического и экономического климата в 2013 году и в последующий период.
Среди известных участников были А. Гринспэн (Dr. Alan Greenspan) – председатель Федеральной резервной системы (центрального банка) США, сенаторы Saxby Chambliss и Mark Warner (соответственно от Республиканской и Демократической партий США). В Сенате они образуют влиятельную и очень активную группу, которую шутя прозвали «Бандой Восьми». Несмотря на такое грозное прозвище и остроту дискуссии они вели себя очень корректно и в конце дискуссии пожали друг другу руки.
Это очень отличалось, например, от знакомой всем манеры поведения Жириновского, который для подтверждения своей правоты и аргументов облил соком лицо собеседника, а потом бросил в него и стакан. Этот позор на весь мир Вице-спикара российского парламента надолго останется в Интернете. А другого своего оппонента после оскорблений его, в заключении «дискуссии» трусливо ударил его в спину, поощряя своего охранника тоже его ударить. В США такой «депутат» не только потерял бы свой мандат, но сразу же превратился бы в политического мертвеца - в отличие от Жириновского, продолжающего свои безнаказанные хулиганские выходки, занимая пост Вице-спикера Думы. И никто не потребовал лишить его депутатской неприкосновенности и руководящей должности, которую он так позорит перед всем миром этими и многими другими подобными поступками, тоже зафиксированными в Интернете.
Как отмечалось на всех конференциях в Нью-Йорке, большая роль в установлении сотрудничества на равноправной основе между государством, обществом и парламентом выпадает на журналистику. Одна из тем конференции была специально посвящена роли средств массовой информации в достижении устройчивого развития и открытости в работе правительства, парламента и бизнеса и их отчетности перед обществом.
О повышении роли и ответственности журналистов в достижении этих целей не только говорили, но эта роль конкретно выразилась в самом проведении конференций – в том, что журналисты ТВ, фото и прессы не просто отражали ход конференций :
Более того, журналисты очень активно участвовали в обсуждении проблем на этих конференциях. Например, на финансовой конференции «SIFMA» все заседания и дискуссии было поручено вести только журналистам. Они, будучи специалистами в области финансов, успешно выполняли роль модераторов и участвовали в дискуссии на равной основе с другими докладчиками.
А на конференции же «BSR 20 – Fast Forward» модераторами всех заседаний, семинаров и круглых столов были исключительно видные представители гражданского общества, а среди докладчиков наряду с руководителями деловых компаний выступали известные журналисты – специалисты по конкретным обсуждаемым темам. Среди них был, например, Jeff Jarivis - журналист и преподаватель журналистики Нью-Йоркского университета. После часового содержательного выступления он с микрофоном буквально бегал по залу, отвечая на вопросы и выслушавая также и критические мнения участников.
Ярким было, например, также выступление журналистки и профессора Принстонского универитета Анны-Мари Слотер (Anne-Marie Slaughter) :
Она в течение трех лет возглавляла отдел планирования внешней политики в Госдепартаменте США, а сейчас приглашена быть консультантом совета директоров нескольких корпораций. По шкале Форбса она входит в «100 самых влиятельных мыслителей США». Несмотря на такую занятость она постоянно рубликуется в журналах и в своем личном блоге.
А эти два журналиста - Eric Roston слева (от «Bloomberg Sustainability News» и электронной версии http://www.businessweek.com/ ) и Andrew Revkin - справа (от «New York Times»)
провели часовую конференцию о роли журналистики в экономическом и социальном развитии страны и о новых условиях работы журналистов в наступивший «электронный век». Примечательно, что в соответствии с быстро развивающейся тенденцией они полностью переключились на работу только в электронных изданиях газет «New York Times», «BusinessWeek.com» и «Bloomberg Sustainability News»). Это, по их словам, сделало их работу более эффективной, оперативной и экономически более выгодной как для них самих, так и для их изданий. Кроме того, они публикуют свои взгляды и свою информацию в собственных личных электронных блогах, независимых от издателей. В этом тоже можно видеть проявление нового времени и его возможностей.
Конечно в Интернете, как и в обществе, люди создают помойки. И находятся любители копаться в них, некоторые по необходимости. Поэтому, как отмечалось на всех на конференциях, в Интернете и в обществе должны строго соблюдаться правила санитарного контроля. Однако эти правила и регулирование, подчеркивалось на этих и других конференциях в США и Европе, не должны ограничивать свободу слова и печати, если это не нарушает общечеловеческой морали и приличия.
Такая свобода прессы необходима для достижения большей открытости в работе органов власти, корпораций и бизнеса в целом. Именно предствавители прессы были первыми, кто поставил вопрос о корпоративной ответственности бизнеса. Теперь эта тема звучала уже на всех трех конференциях. Более того, она была главной темой обсуждения на конференции «BSR». Подчеркивалось, что недостаточно говорить и признавать эту ответственность, а что она должна сопровождаться отчетностью (social responsibility and accountability).
Сообщалось, что «BSR» создало рабочие группы по конкретным аспектам корпоративной ответственности, в частности по экосистемам, энергетике, по предотвращению коррупции, защите прав человека и т.д.
Некоторые компании уже ввели новую должность по корпоративной ответственности на уровне заместителя главы фирмы и создали новые подразделения по осуществлению корпоративной ответстственности.
Такие новые подразделения должны не только наполнить конкретным содержанием понятие корпоративной ответственности, но и сообщать общественности о проделанной работе и ее результатах. И это уже начинает выполняться. К инициативе по корпоративной отвественности присоединились фирма «AIAG» (Automotive Industry Action Group), коммуникационная компания «AT&T», которая обязалась внимательно прислушаваться к социальным нуждам и «сразу же предавать гласности мнения ответственных граждан». Присоединятся и некоторые другие компании под давлением гражданского общества и исходя также и из собственных долгосрочных интересов.
На конференции «BSR 20 – Fast Forward» сообщили, что растет число стран, регионов и неправительстенных организаций во всем мире, требующих от компаний и фирм сообщать о том, что они делают, например, для снижения выбросов парниковых газов в атмосферу.
Проявившаяся на конференциях в Нью-Йорке тенденция фирм и гражданского общества полностью соответствует «философии» ООН и ее деятельности. Уже при создании ООН в самой первой строке ее Устава ООН была подчеркнута роль не только правительств, но прежде всего людей «people”, другими словами общественности. Именно поэтому при создании ООН с самого ее зарождения было предусмотрено сотрудничество ООН с общественными, или неправительственными, организациями (НПО - NGO).
Термин «peoples» употребляется в Уставе ООН в смысле «народы» или «люди». Такое понимание взаимодействия правительств и общественности было подтверждено Советской делегацией. Позже на Европейском совещании в Хельсинки именно по указанию Советской делегации переводчики на этом совещании должны были переводить термин «people» словом «люди». Так это было и зафиксировано в Хельсинском Заключительном Акте. И теперь уже в новых условиях не только в ООН, но также и на деловых конференциях – в частности и на последних конференциях в Нью-Йорке тоже начали говорить о важности сотрудничества с людьми, то есть с общественностью или гражданским обществом и его общественными организациями. Отмечалось, что и для бизнеса такое сотрудничество важно теперь не только для решения глобальных задач и целей ООН – а именно для достижения устойчивого развития стран и мира.
Деловой мир начинает тоже понимать, что достижение целей устройчивого развития, провозглаленных ООН, важно также и для самого бизнесе в целом и для каждой фирмы в отдельности. Внедрение новых технологий, инноваций, использование альтернативной энергетики, защита окружающей среды, уменьшение бедности, сотрудничество с общественными организациями не только будет служить хорошей рекламой для каждой фирмы, но и поможет ее выживаемости в новых условиях, создаст такой фирме преимущества в получении прибыли, повышении рентабельности по сравнению с теми коммерческими фирмами, которые будут работать без учета новых условий и новых возможностей.
По этому поводу один из руководителей крупной компании по электронике частным образом выразил на конференции убежденение в том, что через 5 – 10 лет его компания окажется «в очень серьезном и трудном положении», если не будут решены определенные проблемы устройчивого развития.
Соответственно этому ряд деловых компаний уже ввели новую должность – заместителя руководителя компании по устройчивому развитию (Chief Sustainability Office = CSO) по аналогии с термином Chief Executive Officer = CEO (главный руководитель компании). В этой связи уже появился новый журнал по вопросам корпоративной ответственности - «Corporate Responsibility Magazine». Российские представители не участвовали в этих конференциях, но они могут присоединиться к другим участникам в следующем году. Все три указанные выше конференции вновь состоятся в Нью-Йорке в октябре 2013 года. Но еще до их проведения 12-13 июня 2013 года в Нью-Йорке пройдет Всемирный инновационный форум, на который приедет более 1500 специалистов и руководители фирм из 30 стран.
Другие примеры возрастания роли гражданского общества и журналистики в США и Европе приводятся здесь и также в прошлых материалах, которые раскрываются из этого оглавления.
М. Голубничий
– представитель WHD на общественных началах
в Нью-Йорке, Женеве и Вене.
Фото автора.
__________________
Вернуться к другой информации из ООН, США, Австрии, Бельгии.